Моя первая ручка!

Важность соблюдения гигиенических правил письма

 Важность соблюдения гигиенических правил письма
Обучение письму – сложный и длительный процесс. Существует большое количество методик, как подготовить руку к письму, как сформировать графический и каллиграфический навыки. Но, наряду с педагогическим и психофизиологическим аспектами, большое значение в вопросе обучения ребенка письму имеет гигиенический аспект.
Во многом успех дальнейшего обучения будет зависеть от того, насколько успешно ребенок освоит и будет соблюдать гигиенические правила письма, которые обеспечивают наиболее правильное с физиологической точки зрения положение при письме, позволяющее снизить напряжение, сберечь зрение и хорошую осанку.

Поэтому перед тем, как учить писать, надо научить ребенка основным правилам письма:

  1. Правильно сидеть при письме.
  2. Правильно держать пишущий инструмент.
  3. Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при письме.

Именно эти умения, доведенные до автоматизма, позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, сделать письмо удобным, красивым и быстрым.
Кроме того, многие методисты делаю упор на то, что формирование каллиграфического почерка невозможно без умения соблюдать гигиенические правила письма.

При письме очень важно, чтобы пишущая рука двигалась свободно, без напряжения, и во многом это зависит от того, как ребенок держит ручку.
Только правильный навык держать пишущий инструмент обеспечивает свободное движение пишущей руки, помогает сохранить правильную посадку, развить определенные мышцы руки, предотвращать избыточное напряжение руки сейчас и в дальнейшем, когда темп и объем письма увеличатся.

При письме пишущий инструмент должен лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным пальцем. Большой палец должен располагаться выше указательного. Кисть опирается на мизинец. Расстояние от кончика пишущего предмета до указательного пальца приблизительно 2 см.

Конец пишущего инструмента направлен на плечо. При письме локоть от стола не отрывается. При правильном положении ручки указательный палец  можно легко поднять, а ручка не упадет. Ручку надо держать свободно.  Если первый сустав указательного пальца прогибается – это говорит об излишнем напряжении при удержании ручки, что повлечет за собой преждевременное утомление и снижение темпа письма.

Если способность сохранять правильную позу и легкость работы пишущим инструментом  не сформированы, то возникают длительные стереотипы, которые препятствуют успешному освоению письма.

Эти правила не сложные, но освоить их можно только при постоянном внимании со стороны взрослых. Не стоит забывать, что в начале обучения необходимо постоянно корректировать правильное положение ребенка  при письме, так как он теряет правильное рабочее положение через 2-7 минут после напоминания ему требований. К сожалению, родители не уделяют этому должного внимания, а порой позволяют ребенку писать так, как ему удобно.

Рассчитывать на самоконтроль ребенка не стоит, особенно в начале обучения письму, когда ему приходится одновременно держать в голове большое количество правил и контролировать правильность выполнения большого количества задач.

На практике,  учителю в классе тоже просто невозможно на протяжении всего периода формирования графического навыка  следить за правильной посадкой ученика, положением тетради, карандаша, ручки при письме. В результате чего у многих детей формируется неправильная манера письма, исправить которую очень сложно.



Читать другие статьи..


Stabilo LeftRight©2016г.